Доклад Бомбушкара И.С. для выступления на 59-й международной Конвенции Парапсихологической Ассоциации (перевод на русский язык)

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ ДУШИ


Бомбушкар И.С. & Гонсалес С.Е., к.б.н.

Украинский центр парапсихологических исследований
Киев, Украина

[ingwar-wisdom@ukr.net; serxio88@gmail.com]

АННОТАЦИЯ

Душа – это бестелесная и бессмертная составляющая живых существ. Концепция души интуитивно понятна и имеет чрезвычайную популярность в самых разных странах мира. Но каковы современные взгляды на природу души среди членов конвенционального научного сообщества, а также среди профессиональных парапсихологов? Каковы представления о душе среди обычного населения? Возможно ли доказать существование души экспериментально?

Этот доклад посвящен детальному рассмотрению вышеуказанных вопросов и описанию авторских взглядов на возможные шаги в сторону прогресса в сфере исследований души. Наша главная цель заключается в том, чтобы инициировать дискуссию о новых подходах к экспериментальной проверки гипотезы о существовании человеческой души. Данный доклад является тезисным изложением нашей готовящейся к публикации фундаментальной книги “Древнее знание или Книга начал”, которая посвящена многочисленным исследованиям феномена существования души и жизни после смерти в свете древних эзотерических знаний и религиозных воззрений.

Согласно различным социальным исследованиям, проведенным корпорацией «Gallup», Группой систематического изучения европейских ценностей и компанией «Theos», достаточно высокий процент жителей разных стран действительно верит в существование человеческой души, жизни после смерти, реинкарнации и прочих феноменов, связанных с понятием «душа».

Позиция официального научного сообщества полностью основывается на физикалистских и материалистических взглядах на концепцию души и сознания, которые трактуются как продукт мозговой активности. На противоположной стороне находятся такие концепции как “Теории квантового сознания”, среди которых «Голономный мозг» или «Организованная объективная редукция», которые значительно более совместимы с интуитивной идеей души, однако подобные теории не являются окончательно принятыми официальным научным сообществом. Но что в случае парапсихологического сообщества? С одной стороны, прямые экспериментальные доказательства существования души практически отсутствуют. С другой же стороны, есть масса косвенных подтверждающих данных, собранных при изучении внетелесного опыта, случаев реинкарнационного типа и посмертной коммуникации.

Отдавая должное уважение нашим предшественникам, мы убеждены, что нужно внести целый ряд изменений и учесть некоторые дополнительные факторы при планировании последующих исследований, в которых будет проверяться гипотеза существования человеческой души.

1)    Наиболее надежным экспериментом является верификация экстериоризации при внетелесном опыте путем прочтения обученными подопытными сенсорно недоступной информации. Некоторые смелые эксперименты наподобие описанного ниже ритуала переселения души также следует рассматривать как перспективную альтернативу.

2)    Вместо случайно набранных людей без каких-либо способностей, для экспериментов следует брать предварительно отобранных личностей со специальными навыками (например, навыки ВТО) или развитыми пси-способностями; также следует учитывать вклад “группового эффекта коз и овец”.

3)    Исследователи должны развивать собственные психические способности, интересоваться религиозными и эзотерическими учениями, и (в случае экспериментов с применением гипноза) существенно повышать собственные навыки.

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ

Согласно определению Британской Энциклопедии (2010), душа – это бестелесная и бессмертная составляющая живых существ. Если мы обратимся к эзотерическим концепциям, то увидим, что душа вместе с организмом определяются как психо-энерго-информационными структурами, однако душа считается нефизической структурой, тогда как организм - физической (Центр изучения эзотерического наследия и развития сознания, 2015).

Первые Западные философские концепции древних греков рассматривали душу как жизнетворное бестелесное духовное «дуновение», оживляющее физическое тело. За прошедшие два тысячелетия человечество накопило десятки представлений о природе души, варьирующих от сугубо материалистических нейрохимических теорий, объясняющих идею души как результат молекулярно-биохимических процессов в мозгу, до сложных оккультно-эзотерических концепций, рассматривающих душу как божественную искру и описывающих ее структуру с поразительной детализацией. Но каковы современные взгляды на природу души среди членов конвенционального научного сообщества, а также среди профессиональных парапсихологов? Каковы представления о душе среди обычного населения? Возможно ли доказать существование души экспериментально?

Этот доклад посвящен детальному рассмотрению вышеуказанных вопросов и описанию авторских взглядов на возможные шаги в сторону прогресса в сфере исследований души. Наша главная цель заключается в том, чтобы инициировать дискуссию о новых подходах к экспериментальной проверки гипотезы о существовании человеческой души. Данный доклад является тезисным изложением нашей готовящейся к публикации фундаментальной книги “Древнее знание или Книга начал”, которая посвящена многочисленным исследованиям феномена существования души и жизни после смерти в свете древних эзотерических знаний и религиозных воззрений.

Исследования верований в феномены, связанные с понятием «души», среди обычного населения разных стран

Концепция души интуитивно понятна и имеет чрезвычайную популярность в самых разных странах мира, однако проводились ли серьезные социальные исследования, посвященные распространенности веры в существование души среди населения разных стран? Здесь следует сделать оговорку, что идею души не следует рассматривать изолированно, поскольку существование нефизической части человеческой личности означает возможность внетелесного существования сознания. Из этого следует, что нужно также рассматривать такие феномены как внетелесный опыт (ВТО), паранормальные «захваты», опыт столкновения с призраками, случаи реинкарнационного типа, жизнь после смерти и общение с загробным миром. Следовательно, нам нужно учитывать верования людей и в эти феномены тоже, чтобы получить более полноценную картину.

Таблица 1. Процент респондентов в США, верящих в различные феномены, связанные с понятием «души». Данные собраны корпорацией «Gallup» в 1990-2005 годах.


Вера в

14-17.06.1990

24-27.10.1991

03-05.09.1996

10-14.05.2001

06-08.06.2005

"Захваты"

29%

28%

33%

42%

37%

Духов

25%

28%

30%

38%

32%

Общение с загробным миром

18%

28%*

20%

28%

21%

Реинкарнацию

21%

27%*

22%

25%

20%


Примечание: * – исследование было проведено не 24-27.10.1991, а 16-18.12.1994.

Согласно крайнему исследованию, проведенному корпорацией «Gallup» (2005) среди 1002-х взрослых американцев, 37% респондентов верит, что дома могут быть захвачены духами, 32% - что души умерших людей могут появляться в определенных местах/ситуациях, 21% – что люди могут ментально общаться с загробным миром, и 20% – что души могут вновь рождаться в новом теле после смерти (реинкарнация). Это исследование проводилось пять раз, начиная с 1990 года (Таблица 1). Если мы сравним изменения уровня веры с тех пор, то увидим следующую картину: вера в паранормальные «захваты» возросла с 29% в 1990 году до 37% в 2005 году, вера в существование духов повысилась от 25% до 32%, вера в возможность общения с загробным миром возросла с 18% до 21%, и лишь вера в возможность реинкарнации слегка снизилась – с 21% до 20% за тот же период.

Еще одно серьезное исследование верований в феномены, связанные с понятием души, которое следует упомянуть, это «Исследование европейски ценностей», проведенное с 1999-го по 2002-й год Группой систематического изучения европейских ценностей (Haraldsson, 2006). Если подытожить результаты этого исследования (Таблица 2), то обнаружится, что в среднем каждый четвертый (24%) европеец верит в реинкарнацию, а каждый второй (54%) – в существование загробной жизни. Наивысший процент верящих в реинкарнацию людей проживает в Исландии и Литве, тогда как больше всего верящих в загробную жизнь людей – на Мальте, в Польше, Ирландии, Исландии и Италии.

Таблица 2. Процент респондентов в странах Скандинавии, а также Западной и Восточной Европы, верящих в существование жизни после смерти и реинкарнацию. Данные собраны Группой по систематическому изучению европейских ценностей в 1999-2002 годах (Haraldsson, 2006).


Страна

Реикарнация

Жизнь после смерти

Процент верующих в жизнь после смерти, кто также верит в реинкарнацию

Скандинавские страны

Дания

17%

38%

44,7%

Финляндия

18%

57%

31,6%

Исландия

41%

78%

52,6%

Норвегия

15%

45%

33,3%

Швеция

22%

46%

47,8%

Страны Западной Европы

Австрия

23%

59%

36%

Бельгия

18%

46%

37%

Франция

21%

44%

59%

Германия*

15,5%

27%

53,5%

Греция

23%

59%

40%

Ирландия

23%

79%

27%

Италия

18%

73%

24%

Люксембург

24%

54%

46%

Мальта

12%

86%

13%

Нидерланды

21%

50%

41%

Северная Ирландия

17%

75%

21%

Португалия

29%

47%

53%

Испания

20%

50%

39%

Страны Восточной Европы

Беларусь

32%

41%

63%

Болгария

30%

36%

71%

Хорватия

24%

68%

32%

Чехия

23%

36%

55%

Эстония

37%

36%

85%

Венгрия

20%

33%

47%

Латвия

33%

45%

63%

Литва

44%

79%

59%

Польша

25%

80%

31%

Румыния

28%

68%

38%

Россия

32%

37%

75%

Словакия

20%

68%

27%

Словения

17%

32%

40%

Украина

28%

40%

64%

Среднее

24%

54%

45,3%


Примечание: * – данные для Германии были рассчитаны как среднее арифметическое между показателями Западной и Восточной Германии.

Единственным серьезным исследованием за последние десять лет, в котором респондентам прямо задавали вопрос, верят ли они в существование человеческой души или нет, был проведен в Великобритании в ходе исследования «ComRes/Theos Cathedral» в 2008 году компанией “Theos” (Spencer & Weldin, 2012). Согласно этому исследованию, 60% респондентов из общей популяции ответили, что верят в существование души, тогда как лишь 23% атеистов ответили так же. В том же исследовании было показано, что 26% британцев верят в реальность реинкарнации (против 14% верящих среди атеистического сообщества) и 41% верит в возможность жизни после смерти (против 15% верящих среди британских атеистов).

Если мы подытожим результаты всех указанных выше исследований, то можно сделать вывод, что достаточно высокий процент жителей США и европейских стран на самом деле верит в существование человеческой души; кроме того, значительная часть людей, верящих в возможность жизни после смерти, также верят и в существование других феноменов, связанных с концепцией души. Мы также можем сделать вывод, что люди, верящие в загробную жизнь, совсем необязательно верят и в реинкарнацию (только около 45% верит, согласно данным Таблицы 2), что указывает на другие представления о форме посмертного существования человеческой души.

Современное отношение научного сообщества и доказательства существования души

Учитывая, что столь существенная часть населения верит в реальность жизни после смерти и/или прочих феноменов, которые необходимо требуют существования души, особенно интересно рассмотреть, какими же реальными доказательствами существования души мы располагаем.

Позиция официального научного сообщества полностью основывается на физикалистских и материалистических взглядах на концепцию души и сознания, которые трактуются как продукт мозговой активности (Carter Snead, 2010). Соглано Грини и Кохену (2004), когнитивная нейробиология – это “понимание разума как мозга”, и мы можем с легкостью заменить слово “разум” на “сознание” или “душа”. На противоположной стороне находятся такие концепции как “Теории квантового сознания”, среди которых «Голономный мозг» (Pribram, 2004) или «Организованная объективная редукция» (Hameroff & Penrose, 2013), которые значительно более совместимы с интуитивной идеей души. Отношение официальных физических и нейробиологических сообществ к вышеуказанным теориям неоднозначное, поскольку имеются как аргументы за (например, Osborne, 2014), так и аргументы против (например, Seife, 2000).

Но что в случае парапсихологического сообщества? Имеются ли серьезные доказательства существования души как внетелесной части человеческой личности, которая способна функционировать отдельно от физического тела? И да, и нет. С одной стороны, прямые экспериментальные доказательства существования души практически отсутствуют. С другой же стороны, есть масса косвенных подтверждающих данных, собранных при изучении внетелесного опыта, случаев реинкарнационного типа и посмертной коммуникации. Хотя данная статья не является полноценным обзором темы, все же имеет смысл кратко перечислить наиболее серьезные факты, подтверждающие возможность существования человеческой души.

Попытки проверить существование души известны еще с самого начала ХХ века, когда МакДугал (1907) опубликовал результаты своего нашумевшего исследования об изменении массы тела людей во время смерти, которое, однако, было практически сразу разбито в пух и прах критиками, ввиду методической несостоятельности. Значительно боле серьезные данные получены в исследованиях Осиса (Osis, 1974), которому удалось частично подтвердить экстрасоматическую интерпретацию внетелесного опыта. Классический эксперимент Чарльза Тарта с так называемой “мисс Z” дополнительно подтвердил возможность автономного существования некоторой части человеческой личности отдельно от физического тела (Tart, 1968). Еще некоторые прямые доказательства получены в исследованиях Палмера (1978) и Смита & Ирвина (1981), которым не только удалось показать, что данные ВТО могут успешно поддаваться проверке, но и вывести зависимость между типом опыта и содержанием в нем фактической информации.

Однако есть значительно больше непрямых доказательств существования человеческой души. Прежде всего, следует вспомнить колоссальный массив данных, собранных легендарным Яном Стивенсоном в ходе его многолетних исследований случаев реинкарнационного типа и воспоминаний о прошлых жизнях в различных странах (Stevenson, 1975, 1978, 1980, 1983, 1997, 2000, 2003). Некоторые данные чрезвычайно убедительны, например, результаты изучения врожденных кожных отметок и аномалий развития, которые четко соответствуют ранам на телах предполагаемых предыдущих воплощений (Stevenson, 1993; Pasricha et al., 2005). Другой внушительный массив доказательств получен при исследовании феномена посмертного общения с предполагаемыми душами усопших. Солидный список подобных (порой очень убедительных) случаев, так и не опровергнутых конвенциональными учеными, содержится в бестселлере Криса Картера “Наука и посмертный опыт: доказательно бессмертия сознания (2012). Исследования в сфере околосмертного опыта предоставили еще ряд фактов в пользу независимости человеческого сознания (≈души) от физического тела. Парния & Фенвик (2001), Ван Ломмель (2001) и Грейсон (2003) утверждают, что есть убедительные доказательства активной работы человеческого сознания на фоне отсутствия мозговой активности при клинической смерти, что указывает на независимость сознания от мозга. В некоторой степени, данные по паранормальных захватам и посмертным призракам также могут считаться доказательством существования души, даже вопреки тому, что их экстрасоматическая интерпретация ныне считается сомнительной.

Учитывая все вышесказанное, мы можем заключить, что на самом деле имеется немало фактов (прямых и косвенных), подтверждающих существование человеческой души, которые в совокупности выглядят достаточно убедительно. Экстрасенсорная интерпретация (гипотеза “Суперэкстрасенсорики”) этих данных выглядит весьма сомнительной и согласно принципу парсимонии является менее вероятной, чем анимическая интерпретация. В то же время мы вынуждены признать, что количество прямых экспериментальных доказательств явно слишком мало для того, чтобы убедить материалистически настроенных представителей официального научного сообщества. Некоторые соображения авторов о возможном решении этой проблемы описываются в следующем разделе.

К вопросу об экспериментальном доказательстве существования души

Отдавая должное уважение нашим предшественникам, мы убеждены, что нужно внести целый ряд изменений и учесть некоторые дополнительные факторы при планировании последующих исследований, в которых будет проверяться гипотеза существования человеческой души. Для удобства мы разделили эти рекомендации на три группы.

Экспериментальный дизайн. Совершенно очевидно, что конкретные схемы проведения экспериментов, направленных на валидацию различных феноменов, связанных с концепцией души, будут сильно варьировать в зависимости от конкретного изучаемого феномена. С точки зрения прямого экспериментального доказательства существования человеческой души, мы убеждены, что наиболее подходящими являются эксперименты, проверяющие способность людей получать сенсорно недоступную информацию путем экстериоризации (выделения сознания наружу). В качестве наглядной иллюстрации можно еще раз вспомнить классический эксперимент Осиса (1974). Этот эксперимент был направлен на лабораторную проверку экстрасоматической (экзосоматической) теории внетелесного опыта: испытуемые люди должны были выделить сознание или тонкие тела («выйти из тела») в сенсорно недоступную им точку, и увидеть расположенную там целевую картинку, которая создавалась внутри специального ящика и была видна только через специальное окно в одной из стенок ящика (Irwin & Watt, 2007). Такой экспериментальный дизайн позволяет исследователям разделить способ получения информации испытуемыми – путем экстериоризации или за счет экстрасенсорного восприятия, поскольку составное целевое изображение не находится в каком-то конкретном месте, а генерируется в реальном времени и может быть воспринято только визуально с определенной позиции. Разумеется, можно возразить, что информацию в таких условиях возможно считать за счет чрезвычайно развитых экстрасенсорных способностей (гипотеза «супер-ЭСП»), однако принцип парсимонии указывает, что такое объяснение мало вероятно, поскольку оно требует сначала доказать существование самой экстрасенсорной перцепции + нет никаких серьезных доказательств того, что экстрасенсорика может быть настолько мощной.

Также вполне очевидно, что размер опытной группы должен быть достаточно крупным, дабы повысить надежность и убедительность получаемых результатов. Хорошим примером подобного исследования является нашумевший проект «AWARE», в ходе которого было обследовано 152 пациента кардиологических отделений. Однако с учетом малой встречаемости околосмертного и внетелесного опыта, даже такая выборка оказалась недостаточной. Например, в исследовании «AWARE» лишь один из 152-х пациентов дал информацию, которую можно было поддать верификации (Parnia, 2014). В то же время размер опытной группы может быть и меньшим при вовлечении в эксперимент не случайно набранных людей из общей популяции, а людей обученных, имеющих конкретные навыки работы с ВТО (т. н. «астралетчики»; детальнее описывается в разделе “Испытуемые ”).

Еще одним важным пунктом, который обязательно следует учитывать при проведении эксперимента, является необходимость постоянного видеонаблюдения за испытуемыми со стороны исследователей с целью избегания возможного обмана. К слову, именно недостаточное наблюдение является одним из слабых мест ранее упомянутого исследования Тарта с «мисс Z» (см. выше).

По нашему мнению, имеет смысл также повторить эксперимент Осиса & МакКормика (1980), в котором они пытались проверить экстрасоматическую теорию внетелесного опыта путем использования специальных физических сенсоров. Тогда они получили довольно противоречивые результаты. Но с учетом существенного развития технологий за прошедшие 36 лет, было бы очень целесообразно и любопытно повторить тот эксперимент с применением новых, более совершенных сенсоров. Положительные результаты в этом эксперименте могли бы послужить серьезным доказательством возможности отделения и экстериоризации части (души?) человеческого существа. В то же время мы вынуждены учитывать возможность того, что душа существует, однако имеет нефизическую природу, вследствие чего не будет фиксироваться материальными приспособлениями.

Существуют ли экспериментальные доказательства существования и активной деятельности человеческой души в посмертии? Очевидно, что мы не можем никак проверить содержание подобного опыта экспериментальным путем; во-первых, мы сначала должны доказать существование души per se, и, во-вторых, при условии успешного выполнения первого пункта, нам придется совершенно непонятным образом добывать информацию о конкретном месте в пространстве, где располагаются развоплощенные души. Говоря строго научным языком, идея посмертной активности души (между воплощениями) является нефальсифицируемой и, таким образом, вообще не может рассматриваться наукой всерьез. Результаты многочисленных и широко известных исследований Майкла Ньютона, Раймонда Муди и прочих не могу считаться доказательствами, поскольку их содержание не представляется возможным проверить.

Более реалистичным, хотя и чрезвычайно сложным заданием является экспериментальная проверка возможности миграции души из одного тела в другое. Это положение следует рассматривать в свете двух феноменов:

•    реинкарнация – миграция души из тела одного человека (после его физической смерти) в тело новорожденного;
•    обмен душами – миграция души из тела одного человека в тело другого, и, наоборот (при этом смерть не является необходимой).

На сегодняшний день, к изучению теории реинкарнации применялся только ретроспективный подход. Все данные, собранные Яном Стивенсоном, именно такого типа. Было проведено всего одно исследование, в котором ученые попытались обойти ограничения ретроспективного подхода и привнести элементы эксперимента – исследование экспериментальный врожденных отметок, проведенное Джимом Такером и Юргеном Кейлом (2013). К сожалению, эта религиозная практика является достаточно редкой, из-за чего собрать достаточное количество данных было довольно сложно.

Недавно специалистами Украинского центра парапсихологических исследований был разработан новый методологический подход к изучению феномена реинкарнации (Гонсалес, Медвєдєва & Бомбушкар, 2015). Этот подход является проспективным, а не ретроспективным, на котором основывались все предыдущие исследования по данной тематике. Мы начали с тщательного анализа эзотерических трактатов, описывающих детали процесса реинкарнации (Центр изучения эзотерического наследия и развития сознания, 2008), и мы обнаружили ряд чрезвычайно интересных и нетривиальных идей. Например, утверждается, что подсознание (индивидуальное бессознательное) отдельно взятого человека является деперсонализированной совокупностью всех предыдущих воплощений бессмертной души этого человека. Внимание человека может быть целенаправленно сдвинуто в подсознательные слои личности путем гипнотических или медитативных техник. В рамках этой концепции с легкостью объясняет принцип работы регрессионного гипноза. На основе этой идеи мы разработали новый проспективный подход – метод «гипнотических якорей» (Рис. 1). Суть метода в том, что исследователям необходимо подобрать относительно небольшую территорию для наблюдений, например, несколько близко расположенных сел, и провести среди возрастного населения этой местности большое количество индивидуальных гипнотических сеансов. В ходе этих сеансов, исследователи будут пытаться внедрить некоторые ключевые фразы, коды или образы (т. н. “якоря”) в глубокие слои психики подопытных людей. При этом они должны убедиться, что «якоря» ни в коей мере не были восприняты сознанием подопытных. Всех испытуемых следует периодических проверять на предмет возможной смерти кого-либо из них. После смерти первых нескольких испытуемых, начинается массовая регистрация всех новорожденных в радиусе 100-160 км (по данным Стивенсона, именно в радиусе 160 км от места смерти происходит подавляющее большинство перевоплощений) от места смерти испытуемых; дети периодически опрашиваются на предмет воспоминаний о прошлой жизни. В наиболее раннем из возможных возрастов этих детей начинают интервьюировать в ходе индивидуальных гипнотических сеансов с целью сбора из подсознания “якорей”, раннее внедренных их возможным прошлым воплощениям. Если будут получены хоть какие-то положительные результаты после исследования нескольких сотен детей на подопытной территории, тогда гипотезу подсознания как деперсонализированной совокупности прошлых воплощений, а также гипотезу существование души можно будет считать доказанной.

К сожалению, данный метод имеет ряд очевидных ограничений и недостатков. Во-первых, требуется несколько гипнотизеров чрезвычайно высокой квалификации, способных эффективно индивидуально работать с большим количеством испытуемых. Во-вторых, эксперимент по такой схеме потребует два-три десятилетия для полного выполнения (по предварительным оценкам), что потребует участия большого количества ассистентов, многолетнего энтузиазма со стороны ученых и стабильного финансирования на весь период. В-третьих, метод основывается на пока еще недоказанной гипотезе о природе подсознания, которая может оказаться ошибочной.

Еще более смелый подход к верификации гипотезы существования души – это проведение эксперимента с «обменом душ». Суть подхода требует детального объяснения и некоторых оговорок. В течение многих лет первый автор (Бомбушкар И.С.) скрупулезно собирал информацию об оккультных и религиозных ритуалах древних племен Гаити, Мадагаскара, Омана, Индии, Океании и т.д. В частности, им был обнаружен такой секретный и интригующий ритуал, проводимый и современными шаманами, как «обмен душами». Два года назад господин Бомбушкар даже договорился о собственном участии в таком ритуале во время его научно-исследовательской экспедиции в Доминиканскую Республику за достаточно солидную сумму денег (10000 USD), однако в последний момент участие сорвалось из-за непрофессионального отношения к делу агента, выступавшего посредником между шаманами и клиентом.
Следует отметить, что шаманы Доминиканской Республики дали согласие на проведение ритуала с полным видеонаблюдением и в присутствии нескольких представителей академического сообщества. Таким образом, мы предлагаем еще один тип эксперимента, с помощью которого возможно проверить гипотезу существования человеческой души. Суть метода в том, что можно набрать группу незнакомых друг с другом добровольцев (например, 20-30 человек), которые дадут письменное согласие на участие в контролируемом ритуале «обмена душами», и доставить их вместе с несколькими исследователями в одно из выше указанных племен, до сих пор проводящих подобные ритуалы. При этом следует исключить любую возможность общения между участниками, чтобы предотвратить распространение информации. Каждый испытуемый должен быть предварительно интервьюирован, его личностные черты и привычки следует тщательно задокументировать. Место проведения ритуала следует заранее тщательно проанализировать, дабы определить наиболее подходящие позиции для видеонаблюдения и предсказать возможные способы обмана со стороны шаманов. Сам ритуал должен тщательно наблюдаться и записываться исследователями от начала и до конца. Сразу же после окончания ритуала каждого испытуемого следует вновь интервьюировать и зафиксировать любые изменения в чертах личности, привычках, интересах и самоидентификации. Если буду зафиксированы существенные изменения личностных особенностей испытуемых после ритуала, а также, если некоторые из участников начнут идентифицировать себя как другого человека, гипотезу о существовании и переселении душ можно будет считать убедительно доказанной. Конечно, подобный опыт едва ли можно считать полноценно экспериментальным, поскольку это, скорее, полевое исследование. Очевидным недостатком такого подхода является потребность в немалом и стабильном финансировании для покрытия затрат на транспортировку и проживание участников, оплату услуг шаманов и т.д. И, разумеется, необходима тщательная предварительная проверка способностей самих шаманов. В то же время при успешном проведении эксперимента и получении позитивных результатов, мы будем располагать очень серьезными доказательствами в пользу гипотезы существования человеческой души. Следует заметить, что эксперимент с «обменом душами» созвучен с исследованиями по изменению личностных особенностей людей, перенесших операцию по трансплантации органов (Pearsell, 1999). Однако опыты по пересадке органов не могут предоставить неопровержимых доказательств в пользу существования души, поскольку изменения черт и привычек личности после операции могут быть вызваны неизвестными пока механизмами хранения памяти, которые позволяют каждому органу сберегать какую-то часть памяти человека, из-за чего такие результаты могут быть объяснены с сугубо физиологических позиций.

Испытуемые. Мы категорически убеждены, что одним из основных недостатков подавляющего большинства парапсихологических исследований является использование самых обычных людей без каких-либо психофизических способностей. Такой подход основан на недоказанной и весьма странной идее о том, что «пси» является универсальным и свойственным абсолютно всем людям. Низкая результативность и малый размер эффекта в опытах по экстрасенсорной перцепции и внетелесному феномену – это естественные следствия классического подхода.

Идеальный с нашей точки зрения дизайн эксперимента (описанный в предыдущем разделе) необходимо требует умения испытуемых индуцировать внетелесный опыт по собственному желанию. Очевидно, что обычные люди не обладают таким навыком, из-за чего они вряд ли смогут увидеть спрятанное под потолком целевое изображение, даже если у них и произойдет спонтанный неуправляемый «выход из тела». Таким образом, экспериментальная проверка гипотезы существования души должна проводиться со специально тренированными людьми, способными волевым усилием вызывать внетелесное состояние. Даже на постсоветской территории есть несколько групп, регулярно практикующих ВТО, которые годами учатся вызывать и контролировать это особое состояние сознания. Некоторые группы даже проводят собственные исследования особенностей и возможностей ВТО, а также обучают всех желающих базовым навыкам работы с этим состоянием. К счастью, такие люди зачастую очень благожелательно настроены к парапсихологическим исследованиям, потому вовлечь их в эксперименты по ВТО не представляется сверхсложной задачей. Нужно четко понимать, что получить чрезвычайные доказательства можно только с помощью людей с чрезвычайными способностями.

Вполне логично, что в случае предварительно отобранных испытуемых потребуется выборка меньшего размера, поскольку вероятность того, что каждый испытуемый сможет вызвать у себя внетелесное состояние в таком случае значительно выше, чем при случайном наборе участников среди самых обычных людей. Упомянутый ранее проект «AWARE» является очень наглядным примером: среди 152 участников эксперимента только двое смогли испытать ВТО (Parnia, 2014). Но если привлечь 15-20 экспертов, регулярно практикующих ВТО, и среди них хотя бы каждый пятый сможет вызвать у себя ВТО в лабораторных условиях, это даст нам больше информации, чем целый проект «AWARE».

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что профессиональные исследователи (даже парапсихологи) имеют очень примитивное представление о современных оккультных практиках и эзотерических школах. Поскольку авторам доводилось тщательно изучать этот вопрос и они хорошо знакомы со множеством современных серьезных эзотерических организаций, у них была возможность непосредственно испытать реальные способности профессиональных эзотериков (Неопубликованные данные). И мы еще раз подчеркиваем, что именно таких личностей следует вовлекать в парапсихологические эксперименты, а не самых обычных людей, если мы действительно хотим получить убедительные результаты.

Доклад Бомбушкара И.С.

Рис. 1. Схематическое представление метода «гипнотических якорей».

Заключительный тезис данного раздела основан на не раз наблюдавшемся нами лично феномене, который мы условно назвали “групповой эффект коз и овец” по образцу давно известного парапсихологам явления. Простой “эффект коз и овец” заключается в том, что у людей, верящих в реальность «пси» («овцы»), и у скептиков («козы»), результаты тестов на экстрасенсорные способности существенно отличаются. В ходе наших собственных наблюдений за экстрасенсами, участвующими в украинской версии известного телешоу «Битва экстрасенсов» (Гонсалес, Медвєдєва & Бомбушкар, 2015), мы неоднократно замечали, что в присутствии большого количества «овец» уровень психофизических способностей даже у обычных людей повышается, а частота проявления паранормальных феноменов существенно возрастает. Согласно эзотерическим концепциям, хождение по углям или битому стеклу основывается на том же самом механизме коллективного воздействия. К слову, невозможность убедительной демонстрации паранормальных способностей в присутствии большого количества скептиков также может быть связана именно с этим эффектом, только со знаком минус.

К сожалению, наше современное понимание природы «пси» очень ограничено, и вполне может быть, что феномены, связанные с пси-фактором, являются зависимыми от наблюдателя (подобно квантовым эффектам), не подчиняясь строгим научным представлениям. Если это так, то полноценная экспериментальная верификация пси-феноменов в рамках конвенциональной научной парадигмы практически невозможна. Таким образом, мы предполагаем, что присутствие большой группы сторонников («верящих») при экспериментальной проверке гипотезы о существовании души в качестве наблюдателей может неким образом («групповой эффект коз и овец»?) повысить вероятность положительного результата.

Экспериментаторы. Схожие соображения касаются и личности самих экспериментаторов. Прежде всего, это касается исследований, требующих применения гипнотических техник. Первый автор является профессиональным психотерапевтом, в течение много лет применяющим гипноз в своей практике, поэтому мы не понаслышке знаем, что уровень гипнотических навыков различных гипнотизеров (включая исследователей, применяющих гипноз в экспериментах) достаточно сильно варьирует. И среди парапсихологов есть как аматоры, владеющие гипнозом на уровне ремесленника, так и профессионалы, для которых гипноз – настоящее искусство. Согласно классической шкале Дэвиса-Хасбенда, существует 30 уровней глубины гипнотического состояния, которые можно объединить в четыре группы: гипноидальное состояние, легкий транс, средний транс и глубокий транс. Увы, далеко не каждый гипнотизер способен раз за разом эффективно погружать людей в транс достаточной глубины, что требуется условиями некоторых экспериментов, среди которых, к примеру, гипнотическая регрессия в прошлые жизни. Таким образом, для получения заслуживающих доверия результатов в опытах с применением гипноза, требуются очень высококвалифицированные гипнотизеры (особенно в опытах по регрессионному или прогрессионному гипнозу).

Более того, продолжая тему гипноза, мы должны упомянуть одну малоизвестную, но очень интригующую информацию. Во второй половине XX века (1970-1980-ые года) советские ученые из Психиатрического факультета Одесского национального медицинского университета (современное название) под руководством профессора К. В. Москети исследовали новую разновидность измененного состояния сознания – так называемый “парасомнамбулизм” или “X-фазу” (Лурис, 2009). Это особое состояние сознания имеет очень сложную структуру и является еще более глубоким, чем гипнотический транс. Наиболее интересно здесь то, что это состояние открывает поразительные возможности, как для моделирования различных сторон человеческой психики, так и для серьезного развития человеческих способностей, включая парапсихологические способности. Имеется ряд данных об успешно проведенных опытах по дальновидению, внетелесному опыту и телепатии в состоянии парасомнамбулизма, и некоторые из них очень впечатляющие (Лурис, 2009). В настоящий момент мы проводим тщательное изучение этих практически полностью засекреченных данных. Если нам удастся заново открыть специфические техники ввода человека в состояние парасомнамбулизма, человечество получит мощнейший инструмент индукции пси-проводящего состояния.

Еще одно соображение заключается в том, что исследователям следует активно интересоваться религиозными доктринами и эзотерическими концепциями, поскольку эти альтернативные источники знания порой могут послужить источником озарений и новых гипотез. Авторы убедились в этом самостоятельно, после того как нашли впечатляющее количество соответствий между древними эзотерическими концепциями и данными современной квантовой физики. Таким образом, мы призываем всех парапсихологов к внимательному изучению религиозных и эзотерических доктрин в качестве перспективного источника для выдвижения новых гипотез и лучшего понимания природы «пси».

И заключительная ремарка. Мы считаем, что значительный прогресс в сфере изучения феномена жизни после смерти, а также в парапсихологии в целом может быть достигнут только руками парапсихологов с повышенными психофизическими способностями, имевшими собственный паранормальный опыт, обладающими повышенной восприимчивостью и открытым разумом для ментального развития. В качестве наглядного примера этой идеи можно вспомнить несколько исследований, посвященных анализу фотографий предполагаемых призраков. В частности, Мейхер & Хансен (1999) привлекли к эксперименту профессионального экстрасенса; ему, а также обычным людям, было дано задание делать фотографии местности каждый раз, когда они почувствует рядом присутствие чего-то незримого. Результаты показали, что треть всех фотографий, сделанных экстрасенсом, действительно содержала низкоуровневые аномалии, тогда как на фотографиях, сделанных обычными людьми, они практически отсутствовали. Но если бы исследователи сами обладали повышенной чувствительностью, у них было бы значительно больше возможностей для проведения подобных экспериментов, даже без привлечения профессиональных экстрасенсов. Первый автор обладает собственным опытом, подобным исследованию Мейхера и Хансена: во время его визита в Прагу пару лет назад, господин Бомбушкар сделал ряд качественных фотоснимков, содержащих хорошо различимые аномалии, руководствуясь лишь собственными ощущениями. Следовательно, мы утверждаем, что изучение такой тонкой субстанции как душа требует адекватных методов восприятия, таких как собственные экстрасенсорные способности парапсихологов. Увы, конвенциональная материалистическая парадигма дает нам не так уж и много возможностей и инструментов для изучения пси-феноменов, из чего следует, что назрела необходимость методологического сдвига, слома устоявшейся парадигмы и внедрения новаторских методов исследования.

Мы категорически убеждены, что существование души должно быть доказано как можно быстрее, поскольку это знание может перенаправить ментальное развитие человечества в более прогрессивное и сознательное русло.

ВЫВОДЫ

С целью окончательного подтверждения / опровержения гипотезы о существовании человеческой души, мы предлагаем учесть ряд дополнительных факторов при планировании будущих экспериментов:

1) Наиболее надежным экспериментом является верификация экстериоризации при внетелесном опыте путем прочтения обученными подопытными сенсорно недоступной информации. Некоторые смелые эксперименты наподобие описанного ниже ритуала переселения души также следует рассматривать как перспективную альтернативу.

2) Вместо случайно набранных людей без каких-либо способностей, для экспериментов следует брать предварительно отобранных личностей со специальными навыками (например, навыки ВТО) или развитыми пси-способностями; также следует учитывать вклад “группового эффекта коз и овец”.

3) Исследователи должны развивать собственные психические способности, интересоваться религиозными и эзотерическими учениями, и (в случае экспериментов с применением гипноза) существенно повышать собственные навыки.

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы выражают свое глубокое уважение ныне покойному доктору Яну Стивенсону, чьи многолетние исследования феномена реинкарнации и воспоминаний о прошлых жизнях вдохновили нас на создание профессиональной парапсихологической организации – Украинского центра парапсихологических исследований.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы сообщают об отсутствии каких-либо конфликтующих интересов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Carter C. (2012). Science and the Afterlife Experience: Evidence for the Immortality of Consciousness. Inner Traditions, 384p.

Carter Snead O. (2010). Cognitive Neuroscience and the future of punishment. The Future of the Constitution Series, 6, 22p.

Greene J. & Cohen J. (2004). For the law, neuroscience changes nothing and everything. Philosophical Transactions of the Royal Society: Biological Sciences, 359, 1451, 1775-1785.

Encyclopædia Britannica (2010).

Greyson B. (2003). Incidence and correlates of near-death experiences in a cardiac care unit. General Hospital Psychiatry, 25, 269-276.

Hameroff S. & Penrose R. (2013). Consciousness in the universe: A review of the ‘Orch OR’ theory. Physics of Life Reviews, 11, 1, 39-78.

Haraldsson E. (2006). Popular psychology, belief in life after death and reincarnation in the Nordic countries, Western and Eastern Europe. Nordic Psychology, 58, 2, 171-180.

Irwin H.J. & Watt C.A. (2007). An Introduction to Parapsychology. McFarland, 5th Ed., 320p.

MacDougal D. (1907). The soul: hypothesis concerning soul substance together with experimental evidence of the existence of such substance. American Medicine, 2, 240-243.

Maher M.C. & Hansen G.P. (1997). Quantitative investigation of a legally disputed „haunted house“.Proceedings of the 40th Annual Convention of Parapsychological Association, Brighton, UK.

Osborne H. (2014). Quantum vibrations in brain opens ‘Pandora’s box’ of theories of consciousness. IB Times, https://uk.news.yahoo.com/quantum-vibrations-brain-opens-39-pandora-39-box-160301481.html

Osis K. (1974). Out of body research at the ASPR. ASPR Newsletter, 22, 1-3.

Osis K. & McCormick D. (1980). Kinetic effects at the ostensible location of an out-of-body projection during perceptual testing. Journal of the American Society for Psychical Research, 74, 3, 319-329.

Palmer J. (1978). ESP and out-of-body experiences: an experimental approach. In D.S. Rogo (Ed.), Mind beyond the body. New York: Penguin, 193-217.

Parnia S., Fenwick P. (2002). Near-death experiences in cardiac arrest: visions of a dying brain or visions of a new science of consciousness. Resuscitation, 52, 5-11.

Parnia S., Spearpoint K., de Vos G., et al. (2014). AWARE – AWAreness during REsuscitation – a prospective study. Resuscitation, 85, 12, 1799-1805.

Pasricha S., Keil J., Tucker J.B. & Stevenson I. (2005). Some bodily malformations attributed to previous lives. Journal of Scientific Exploration, 19, 3, 359-383.

Pearsell P.P. (1999). The Heart’s Code: Tapping the Wisdom and Power of our Heart Energy. Broadway Books, 304p.

Pribram K.H. (2004). Consciousness reassessed. Mind and Matter, 2, 7-35.

Seife C. (2000). Cold numbers unmake the quantum ming. Science, 287, 454, 791.

Smith P. & Irwin H.J. (1981). Out-of-body experiences, needs, and the experimental approach: a laboratory study. Parapsychology Review, 12, 3, 1-4.

Spencer N. & Weldin H. (2012). Post-religious Britain? The faith of the faithless. Theos. 32p.

Stevenson I. (1975). Cases of the reincarnation type, Vol. I: Ten Cases in India. University of Virginia Press, 388p.

Stevenson I. (1978). Cases of the reincarnation type, Vol. II: Ten Cases in Sri Lanka. University of Virginia Press, 383p.

Stevenson I. (1980). Cases of the reincarnation type, Vol. III: Twelve Cases in Lebanon and Turkey. University of Virginia Press, 384p.

Stevenson I. (1983). Cases of the reincarnation type, Vol. IV: Twelve Cases in Thailand and Burma. University of Virginia Press, 308p.

Stevenson I. (1983). American children who claim to remember previous lives. The Journal of Nervous and Mental Disease, 171, 12, 742-748.

Stevenson I. (1993). Birthmarks and birth defects corresponding to wounds on deceased persons. Journal of Scientific Exploration, 7, 4, 403-410.

Stevenson I. (1997). Where reincarnation and biology intersect. Praeger Publishers, 248p.

Stevenson I. (2000). The phenomenon of claimed memories of previous lives: possible interpretations and importance. Medical Hypotheses, 54, 4, 652-659.

Stevenson I. & Haraldsson E. (2003). The similarity of features of reincarnation type cases over many years: a third study. Journal of Scientific Exploration, 17, 2, 283-289.

Stevenson I. (2008). European cases of the reincarnation type. McFarland, 278p.

Tart C.T. (1968). A psychophysiological study of out-of-the-body experiences in a selected subject. Journal of the American Society for Psychical Research, 62, 1, 3-27.

Tucker J.B. & Keil J.H.H. (2013). Experimental birthmarks: new cases of an asian practice. Journal of Scientific Exploration, 27, 2, 269-282.

Vakal S. & Bombushkar I. (2014). The current state of psi studies and the public concept of parapsychology in Ukraine. Proceedings of the 57th Annual Convention of Parapsychological Association, 14-17 August 2014, Concord, CA, USA.

Van Lommel P., van Wees R., Meyers V. & Elfferich I. (2001). Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands. Lancet, 358, 9298, 2039-2045.

Гонсалес С.Є., Медвєдєва Ю.Ю. & Бомбушкар І.С. (2015). Основи парапсихології: учбовий посібник. Издательство Бомбушкара 2.0, 512с.

Лурис (2009). Магия гипноза. Киев: Издательство Бомбушкара, 376с.

Центр изучения эзотерического наследия и развития сознания (2015). Эзотерическая терминология. http://esoteric4u.com/en/

Центр изучения эзотерического наследия и развития сознания (2008). Введение в эзотерику: Часть I & II. http://esoteric4u.com/en/

 


Бомбушкар & Вакал


Cсылки на материалы сайта

Украинский центр парапсихологических исследований (УЦПИ)

PsiHub (Parapsychological search engine)

Доклады предыдущих выступлений на ежегодных международных конвенциях Парапсихологической ассоциации:

2014 год. Доклад куратора УЦПИ Сергея Гонсалеса для выступления на 57-ой ежегодной конвенции Парапсихологической ассоциации (ПА). Тема доклада "Современное состояние психических исследований и общественное представление о парапсихологии в Украине" (перевод на русский язык)

2014 год. Report Sergii Vakal for presentation at the 57th Annual Convention of the Parapsychological Association (PA). "The current state of psi studies and public concept of parapsychology in Ukraine"

2015 год. Доклад куратора УЦПИ Сергея Гонсалеса для выступления на 58-ой ежегодной конвенции Парапсихологической ассоциации (ПА). Тема доклада "Psihub – Удобная библиографическая база парапсихологических публикаций со встроенной поисковой системой и русско-английским интерфейсом" (перевод на русский язык)

2015 год. Report Sergii Vakal for presentation at the 58th Annual Convention of the Parapsychological Association (PA) "PSIHUB – a user-friendly bibliographic database of parapsychological periodicals with built-in search engine and russian/english interface"

2016 год. Report Igor Bombushkar for presentation at the 59th Annual Convention of the Parapsychological Association (PA) "Revisiting the possibility of experimental proof of soul existence"

Учебные пособия разработанные специалистами УЦПИ: 

Основы парапсихологии. Учебное пособие (издание на русском языке)

Основи парапсихології. Учбовий посібник. Друге видання, доповнене (видання українскою мовою)

Книга "Древнее знание или Книга начал"

Фотогалерея:

57-ая ежегодная конвенция Парапсихологической ассоциации (ПА)

58-ая ежегодная конвенция Парапсихологической ассоциации (ПА)

Реальная фотография призрака, которого Игорю Бомбушкару удалось зафиксировать на фотокамеру во время съемок на Карловом мосту (Прага, Чехия)

Прага, Карлов мост